АРТ-ПЕДАГОГИКА
Арт-педагогика – лекарство от стресса
Психическое здоровье детей, обучающихся в
общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную
тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и
общественной жизни; часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной
раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые
психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
Одним
из таких средств является арт-педагогика – вовлечение учащихся в различные виды
деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь).
В основе арт-педагогики лежит арт-терапия. Во
многих случаях в арт-терапевтической работе могут использоваться музыка,
драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности
человека. При этом, однако, изобразительная деятельность является
основополагающей.
Арт-терапия открывает перед нами массу
возможностей: Читать дальше...
МУЗЫКА ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ
Музыка снижает эмоциональное напряжение у
детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу,
ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс,
дыхание, мышечный тонус). Она проникает в глубинные слои личности
(подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые
пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции,
мягкие ритмы успокаивают.
Детям можно предложить прослушать специально
подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания,
воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в
соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины,
пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя,
свою внутреннюю гармонию, снять стрессы.
Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку,
закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии.
Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка,
черепаха, птица и др.).
Музыка может использоваться для создания
хорошего настроения. С этой целью во время занятий может тихо звучать
музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто
хорошая, спокойная музыка.
Звуки и чувства взаимосвязаны. Поэтому можно
использовать музыку для обучения детей распознаванию эмоций. С этой целью детям
выдаются карточки с изображением детского лица с различной мимикой – радости,
гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости (карты настроения). Прослушав
музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт, соответствующую настроению
музыки. В последующем дети учатся словесно описывать чувства, которые у них
вызывают музыкальные произведения, и соотносить их с «картами настроения». Для
характеристики музыкальных образов, своих чувств, дети пользуются двумя наборами полярных
определений. Веселый – грустный, бодрый – усталый, довольный – сердитый,
спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, ясное –
мрачное, красивая – некрасивая. Этот прием помогает детям понимать свое
эмоциональное состояние.
ТАНЕЦ ТЕЛА
Известно, какое негативное влияние на
физическое и психическое самочувствие детей оказывает ограничение двигательной
активности. Школьные правила заставляют ребенка сдерживать себя, и он стремится
к поведению, которое от него ожидают окружающие. Ребенок начинает напрягать
свои мышцы, чтобы сдерживать слезы или гнев; возникают психологические «зажимы»
на теле. Таким образом, ребенок постепенно лишается первоначальной органической
связи со своим телом. Необходимо помочь ему вновь обрести полноценное ощущение
своего тела. С этой целью используется прием спонтанной двигательной
активности.
Этот прием основан на взаимосвязи движений
человеческого тела и эмоций. При любых эмоциональных сдвигах меняется
самочувствие, как физическое, так и душевное, и, соответственно, меняется
характер наших движений. Спонтанные движения свободной формы (под разную
музыку) позволяют снять контроль сознания над собственным телом; способствуют высвобождению
скрытых, подавляемых ребенком чувств (агрессии, страхов); улучшают физическое и
душевное самочувствие, расширяют самосознание.
«Сочини свой танец». Ведущий становится в центр круга. В такт музыке (быстрой или
медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все
остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот
выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.
«Подари движение». Участники становятся в
круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо
однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные повторяют эти
движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в
такт музыке, и так продолжается по кругу.
«Танец пяти движений». Для выполнения
упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого
темпа – 1 минута.
«Течение воды» – плавная музыка, текучие,
округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.
«Переход через чащу» – импульсивная музыка,
резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
«Сломанная кукла» – неструктурированная
музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как
«сломанная кукла»).
«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка,
тонкие, изящные, нежные движения.
«Покой» – спокойная, тихая музыка имитирующих
шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствие движений, «слушание» своего
тела.
«Свободный танец». Детям предлагается под
музыку (ритм, громкость которой периодически меняются) с закрытыми глазами
танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.Читать дальше...
Использование инновационных технологий и приёмов на уроках музыки Инновационные технологии на уроках музыки
Інноваційна діяльність як складова професійної підготовки вчителя музичного мистецтва
Использование инновационных форм обучения на уроках музыки и искусства
Метод "Коллаж"Інноваційна діяльність як складова професійної підготовки вчителя музичного мистецтва
Использование инновационных форм обучения на уроках музыки и искусства
Комментариев нет:
Отправить комментарий