.

Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках

Инновационные технологии

АРТ-ПЕДАГОГИКА

     Арт-педагогика – лекарство от стресса

Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни; часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности и агрессивности. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.
 Одним из таких средств является арт-педагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь).

В основе арт-педагогики лежит арт-терапия. Во многих случаях в арт-терапевтической работе могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека. При этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей.

Арт-терапия открывает перед нами массу возможностей: Читать дальше...


МУЗЫКА ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус). Она проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию, снять стрессы.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Музыка может использоваться для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятий может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая, спокойная музыка.

Звуки и чувства взаимосвязаны. Поэтому можно использовать музыку для обучения детей распознаванию эмоций. С этой целью детям выдаются карточки с изображением детского лица с различной мимикой – радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости (карты настроения). Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт, соответствующую настроению музыки. В последующем дети учатся словесно описывать чувства, которые у них вызывают музыкальные произведения, и соотносить их с «картами настроения». Для характеристики музыкальных образов, своих чувств,  дети пользуются двумя наборами полярных определений. Веселый – грустный, бодрый – усталый, довольный – сердитый, спокойный – взволнованный, смелый – трусливый, медленный – быстрый, ясное – мрачное, красивая – некрасивая. Этот прием помогает детям понимать свое эмоциональное состояние.

ТАНЕЦ ТЕЛА

Известно, какое негативное влияние на физическое и психическое самочувствие детей оказывает ограничение двигательной активности. Школьные правила заставляют ребенка сдерживать себя, и он стремится к поведению, которое от него ожидают окружающие. Ребенок начинает напрягать свои мышцы, чтобы сдерживать слезы или гнев; возникают психологические «зажимы» на теле. Таким образом, ребенок постепенно лишается первоначальной органической связи со своим телом. Необходимо помочь ему вновь обрести полноценное ощущение своего тела. С этой целью используется прием спонтанной двигательной активности.

Этот прием основан на взаимосвязи движений человеческого тела и эмоций. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как физическое, так и душевное, и, соответственно, меняется характер наших движений. Спонтанные движения свободной формы (под разную музыку) позволяют снять контроль сознания над собственным телом; способствуют высвобождению скрытых, подавляемых ребенком чувств (агрессии, страхов); улучшают физическое и душевное самочувствие, расширяют самосознание.
«Сочини свой танец». Ведущий становится  в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.
«Подари движение». Участники становятся в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и так продолжается по кругу.
«Танец пяти движений». Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа – 1 минута.

«Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

«Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
«Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).
«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
«Покой» – спокойная, тихая музыка имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса – отсутствие движений, «слушание» своего тела.
«Свободный танец». Детям предлагается под музыку (ритм, громкость которой периодически меняются) с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу.Читать дальше...



Метод "Коллаж"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

RatingWidget,